СТАНДАРТИЗАЦИЯ

ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

1.1. Краткая история развития стандартизации

С развитием человеческого общества непрерывно со­вершенствовалась трудовая деятельность людей. Это про­являлось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом люди стремились от­бирать и фиксировать наиболее удачные результаты тру­довой деятельности с целью их повторного использования.

В эпоху Возрождения в связи с развитием экономи­ческих связей между государствами начинают широко использоваться методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества су­дов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был использо­ван метод унификации).

В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был приго­ден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения вза­имозаменяемости и совместимости); с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13,9мм; в 1845 г. в Англии была введена система крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

Началом международной стандартизации можно счи­тать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введе­ны для измерения пушечных ядер стандартные калиб­ры — кружала.

Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие вы­сокие требования иностранных рынков к качеству оте­чественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комис­сии, которым вменялось в обязанность следить за каче­ством экспортируемого Россией сырья (льна, древеси­ны) и продукции.

Развитие промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации. В 1860 г. был установлен единый размер железнодорож­ной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 г. приняты первые технические условия на проектирова­ние и сооружение железнодорожных дорог, а в 1898 г. — единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 г. был выпущен единый сортамент профилей прокатной стали.

Внедрение национальных стандартов и единых тре­бований к качеству продукции в дореволюционной Рос­сии затруднялось из-за большого числа иностранных кон­цессий, владельцы которых применяли, как правило, свои стандарты. Такое положение привело, в частности, к распространению трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической), что затрудняло производство продукции и контроль за ее качеством.

Одним из первых после Октябрьской революции был принят Декрет «О введении международной метрической системы мер и весов» (14 сентября 1918 г.), имевший важ­ное значение для развития стандартизации.

В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации при Сове­те Труда и Обороны. Основными задачами Комитета были организация руководства работой ведомств по разработ­ке ведомственных стандартов, а также их утверждение и опубликование. Была введена категория стандартов —1 ОСТ (общесоюзный стандарт).

В 1926 г. был утвержден первый общесоюзный стан-, дарт ОСТ1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Но­менклатура». В том же году приняты стандарты на но­вый сортамент стального проката, что позволило сокра— тить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, допуски j и посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандартных общемашиностроительных | деталей. Эти стандарты стали основой для овладения методами передовых зарубежных фирм по контролю ка­чества продукции на базе системы допусков и посадок. Одной из первых форм управления качеством продук­ции стала проверка изделий методом сортировки и раз- I браковки на годные и негодные, то есть соответствую­щие и несоответствующие стандарту.

В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР Постановле­нием от 9 июля отменили порядок утверждения стандар­тов наркоматами, и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена кате­гория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ).

В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измери­тельных приборов при Совете Министров СССР.

В 1968 г. в соответствии с Постановлением СМ СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране» от 11 января 1965 г. впервые в мировой практике был раз­работан и утвержден комплекс государственных стандар­тов «Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68, были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Определенной вехой в развитии стандартизации яви­лось Постановление Совета Министров СССР от 7 янва­ря 1985 г. «Об организации работы по стандартизации в СССР». В этом постановлении главной задачей стандар­тизации была названа разработка системы нормативно­технической документации, определяющей прогрессив­ные требования к продукции, правилам, обеспечиваю­щим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой доку­ментации.

В Постановлении Совета Министров СССР от 25 декаб­ря 1990 г. № 1340 «О совершенствовании организации работы по стандартизации» определены задачи в услови­ях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции ее в мировое экономическое пространство. В по­становлении реализованы основные положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея которой — приведение национальной системы стандарти­зации в соответствие с международной практикой. Основ­ными положениями постановления являются: установле­ние в стандартах двух категорий требований к качеству продукции — обязательных и рекомендуемых (к обяза­тельным относят требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции); переход на прямое применение в качестве го­сударственных стандартов международных и нацио­нальных стандартов зарубежных стран, если требования таких стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйства; переход начиная с 1991 г. на разработку госу­дарственных стандартов, как правило, силами техничес­ких комитетов по стандартизации — формирований спе­циалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий и организаций.

Образование в 1992 г. независимых государств на тер­ритории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стан­дартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств — участников СНГ, признавая необходимость проведения в этой области согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о про­ведении согласованной политики в области стандарти­зации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосудар­ственном уровне. Подписание Соглашения, последую­щая разработка государственных стандартов РФ послу­жили началом формирования российской системы стан­дартизации.

Выдающимся событием в истории стандартизации явилось принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартиза­ции», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и при­менения нормативных документов по стандартизации.

Для периода 1992-1999 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандарти­зации:

— развитие межгосударственной стандартизации в
соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г.;

— активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходи­мостью освоения международного рынка и подго­товкой к вступлению в ВТО;

— первоочередная разработка государственных стан­дартов на продукцию и услуги, подлежащие обя­зательной сертификации;

— внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание, отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.

Изменение формы собственности большинства пред­приятий, появление свободных рынков товаров и услуг, элементов рыночного регулирования в производствен­ной сфере, существенное ускорение в процессах обнов­ления и создания новой продукции, необходимость уча­стия предприятий в международном разделении труда, т. е. изменение всего уклада российской экономики, про­изошедшее в последние годы, не могло обеспечиваться и поддерживаться устаревшей системой государствен­ной стандартизации.

Вступивший в силу 1 июля 2003 г. Федеральный за­кон «О техническом регулировании» создал основу для проведения реформы технического регулирования.

Правительство РФ своим Постановлением от 2 июня 2003 г. № 316 уполномочило Госстандарт России (ныне Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) на исполнение функций национального органа по стандартизации. В 2006 г. разработана Кон­цепция развития национальной системы стандартизации на период до 2010 г. В ней намечены основные направле­ния реформирования системы национальной стандарти­зации. В целях приведения в соответствие с законом «О техническом регулировании» процедурных вопросов, связанных с порядком разработки и принятия нацио­нальных стандартов, с 2005 г. введены в действие новые версии 11 основополагающих национальных стандартов.

1.2. Сущность и содержание стандартизации

Возрастающая роль стандартизации и ее место в на­учно-техническом прогрессе потребовали коренного из­менения методов работы по стандартизации. Повышение требований потребителя к качеству продукции и необхо­димость дальнейшего совершенствования качества опре­деляют уровень и степень сложности проведения работ по стандартизации, а также поиск и совершенствование новых эффективных форм разработки стандартов на про­дукцию с учетом кооперирования и товарообмена как в стране, так и за рубежом.

В основе нормативно-правовой базы Российской Фе­дерации лежит Федеральный закон «О техническом ре­гулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. Важней­шим элементом технического регулирования является стандартизация. Федеральный закон устанавливает ос­новные понятия, цели, принципы, нормативные доку­менты и организацию работ в области стандартизации.

Конструкция Закона построена по образу требований и понятий в области стандартизации, которые применя­ются в наиболее развитых зарубежных государствах — участниках Всемирной торговой организации (ВТО). За рубежом обязательные требования к продукции — а это в первую очередь безопасность — регламентированы, и выполнение их контролируется государством. Остальные требования, касающиеся в основном качества товара, являются предметом регулирования на рынке через ме­ханизм конкуренции.

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного мно­гократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продук­ции, работ или услуг. Главным образом эта деятельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов.

Важнейшими результатами деятельности по стандар­тизации являются: повышение степени соответствия про­дукции, процессов и услуг их функциональному назна­чению; устранение барьеров в торговле; содействие науч­но-техническому сотрудничеству; обеспечение единства измерений и достижение иных целей стандартизации, в том числе: повышение уровня безопасности; содействие соблюдению требований технических регламентов; обес­печение научно-технического прогресса; повышение кон­курентоспособности продукции, работ и услуг; рациональ­ное использование ресурсов; обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, сопоставимости резуль­татов исследований (испытаний) и измерений, техничес­ких и экономико-статистических данных; обеспечение вза­имопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

В соответствии со ст. 11 Закона стандартизация осу­ществляется в целях:

Повышения уровня безопасности:

— жизни и здоровья граждан;

— имущества физических и юридических лиц;

— государственного и муниципального имущества;

— в области экологии;

— жизни и здоровья животных и растений;

— объектов с учетом риска возникновения чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера.

Обеспечения:

— конкурентоспособности и качества продукции, ра­бот, услуг;

— единства измерений;

— рационального использования ресурсов;

— взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их  составных частей, комплекту­ющих изделий и материалов);

— технической и информационной совместимости;

— сопоставимости результатов исследований (испы­таний) и измерений технических и экономико-ста­тистических данных;

— проведения анализа характеристик продукции;

— государственных заказов, внедрения инноваций;

— подтверждения соответствия продукции (работ, услуг).

Создания:

— систем классификации и кодирования технико-эко­номической и социальной информации;

— систем каталогизации продукции (работ, услуг);

— систем обеспечения качества продукции (работ, услуг);

— систем поиска и передачи данных;

— доказательной базы и условий выполнения требо­ваний технических регламентов.

Содействия:

— соблюдению требований технических регламентов;

— проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях.

Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандар­тизация.

Региональная стандартизация — деятельность, откры­тая только для соответствующих органов государств одно­го географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандарти­зация осуществляется специалистами стран, представлен­ных в соответствующих региональных и международных организациях, задачи которых рассмотрены ниже.

Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Объекты стандартизации

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации.

Объектом (предметом) стандартизации обычно на­зывают продукцию, процесс или услугу, для которых раз­рабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п. Стандартизация может ка­саться либо объекта в целом, либо его отдельных состав­ляющих (характеристик).

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безо­пасность и экологичность машин и т. д.

Нормативные документы по стандартизации

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объек­та стандартизации, которые оформляются в виде норма­тивного документа (НД).

В соответствии с руководством 2 ИСО/МЭК рекомен­дуются следующие разновидности нормативных докумен­тов: стандарты, документы технических условий, своды правил, технические регламенты. Кроме стандартов, к документам в области стандартизации, используемым на

территории РФ, относятся: правила стандартизации, нор­мы и рекомендации в области стандартизации, общерос­сийские классификаторы технико-экономической и со­циальной информации.

Стандарт — документ, в котором в целях доброволь­ного многократного использования устанавливаются ха­рактеристики продукции, правила осуществления и ха­рактеристики процессов проектирования (включая изыс­кания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации, выполнения работ или оказания услуг. Стан­дарт также может содержать правила и методы исследо­ваний (испытаний) и измерений, правила отбора образ­цов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандарты разрабатываются на основе и по результа­там научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ с учетом лучших отечественных и зарубежных достижений в соответству­ющих областях науки и техники, требований междуна­родных, региональных и прогрессивных национальных стандартов других стран и предусматривают оптималь­ные решения для экономического и социального разви­тия страны.

Стандарты бывают международными, региональны­ми, национальными, административно-территориальны­ми. Они принимаются соответственно международными, региональными, национальными, территориальными органами по стандартизации. Все эти категории стандар­тов предназначены для широкого круга потребителей. По существующим нормам стандартизации стандарты пери­одически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-тех­нического прогресса.

Документ технических условий устанавливает тех­нические требования к продукции, услуге, процессу.

Обычно в документе технических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует ис­пользовать для проверки соблюдения требований дан­ного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо.

Свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и(или) опи­сание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплу­атации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной ос­нове. Своды правил широко применяются в международ­ной практике. В Российской Федерации к таким доку­ментам можно отнести СанПиНы, СНиПы, нормы пожар­ной безопасности, нормы и правила проектирования, нормы расчета на прочность, правила эксплуатации и другие подобные документы федеральных органов испол­нительной власти, составляющие дополнительную часть нормативной базы.

Все указанные выше нормативные документы явля­ются рекомендательными. В отличие от них обязатель­ный характер носит регламент. Регламент — это доку­мент, в котором содержатся обязательные правовые нор­мы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других нормативных доку­ментов. Разновидность регламентов — технический рег­ламент — содержит технические требования к объекту стандартизации.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О техническом регулиро­вании» технический регламент— документ, который принят международным договором РФ, ратифицирован­ным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенном в порядке, установленном законодательством РФ, и ус­танавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (про-

дукции, в том числе зданиям, сооружениям и строени­ям, или к связанным с требованиями к продукции про­цессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Правила (нормы) стандартизации.

Нормативный до­кумент, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые допол­няют или конкретизируют отдельные положения осно­вополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.

Рекомендации по стандартизации. Документ, содер­жащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего националь­ного стандарта или содержат положения, которые целесо­образно предварительно проверить на практике до их уста­новления в основополагающем национальном стандарте.

Примерами правил и рекомендаций по стандартиза­ции являются:

ПР 50.1.024-2005 «Правила по стандартизации. Порядок разработки, ведения и применения общероссий­ских классификаторов».

Р 50.1.035-2001 «Рекомендации по стандартизации. Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации».

Общероссийские классификаторы технико-экономичес­кой и социальной информации (далее — общероссийские классификаторы) — документы в области стандартизации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными при­знаками на классификационные группировки (классы, груп­пы, виды) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обме­не

Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов техни­ко-экономической и социальной информации в социаль­но-экономической области (в том числе в области про­гнозирования, статистического учета, банковской деятель­ности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных си­стем и информационных ресурсов) осуществляют в соот­ветствии с Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

1.3. Применение нормативных документов в области стандартизации

Документы в области стандартизации применяют фе­деральные органы исполнительной власти, субъекты хо­зяйственной деятельности на стадиях разработки, подго­товки продукции к производству, ее изготовления, реали­зации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения транпортирования и утилизации; при выполне­нии работ и оказании услуг; при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проек­тной), в том числе технических условий, каталожных ли­стов и описаний на поставляемую продукцию (оказывае­мые услуги).

Заказчик и исполнитель включают в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказы­ваемых услуг обязательным требованиям национальных стандартов по безопасности.

Необходимость применения документов в области стандартизации в отношении продукции (услуг), произ­водимой (оказываемых) не территории Российской Феде­рации с целью вывоза с ее территории, определяет кон­тракт (договор), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Продукция, в том числе импортируемая, не подле­жит реализации или передаче для реализации по назна­чению, если она не соответствует обязательным требова­ниям, предусмотренным в действующих стандартах, или если продукция, подлежащая обязательной сертифика­ции, не имеет сертификата и знака соответствия, выдан­ных или признанных в установленном порядке уполно­моченным на то органом.

Импортируемая продукция должна соответствовать обязательным требованиям по безопасности и экологии действующих в Российской Федерации национальных стандартов, что должно подтверждаться соответствующим сертификатом.

Международные, региональные и национальные стан­дарты других стран применяют на основе международ­ных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с раз­решения соответствующих региональных организаций и национальных органов по стандартизации.

Международные и региональные стандарты (при ус­ловии присоединения к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты других стран (при на­личии соответствующих соглашений с этими странами) применяют на территории Российской Федерации в ка­честве национальных стандартов.

Применение в Российской Федерации международных, региональных стандартов, документов ЕЭК ООН и дру­гих международных, региональных организаций, а так­же национальных стандартов других стран осуществля­ют утверждением национального стандарта, представля­ющего собой:

— аутентичный текст соответствующего документа на русском языке (идентичный стандарт);

— аутентичный текст соответствующего документа на русском языке с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей националь­ной экономики (модифицированный стандарт).

В национальном стандарте, подготовленном на осно­ве международного, регионального или национального стандарта другой страны и содержащем ссылки на стан­дарты, уже примененные ранее в качестве национальных или по своим требованиям аналогичные соответствующим национальным стандартам, приводят ссылки на такие национальные стандарты.

Если международный, региональный или нацио­нальный стандарт другой страны, подлежащий примене­нию, содержит ссылки на стандарты, не примененные в Российской Федерации, и при этом отсутствуют эквива­лентные национальные стандарты, необходимо до его ут­верждения решить вопрос о применении этих стандартов.

Межгосударственные стандарты, к которым присое­динилась Российская Федерация, применяют на ее тер­ритории без переоформления с введением их в действие приказом Федерального агентства по техническому регу­лированию и метрологии и опубликованием соответству­ющей информации в информационном указателе нацио­нальных стандартов Российской Федерации.

Национальный стандарт, который принят в каче­стве межгосударственного стандарта, продолжают при­менять на территории Российской Федерации с преж­ним номером.

Межгосударственный стандарт с собственным номе­ром применяют при поставках продукции в страны СНГ.

Изготовление и поставка продукции на экспорт в со­ответствии с требованиями международных, региональ­ных и национальных стандартов других стран и стандар­тов фирм зарубежных стран возможны по предложению потребителя (заказчика) этих стран на договорной (кон­трактной) основе.

Юридические и физические лица, допустившие нару­шение основополагающих требований стандартов, несут ответственность в соответствии с действующим законо­дательством Российской Федерации.

Документы в области стандартизации Российской Федерации могут применять другие государства, их юри­дические и физические лица на основе соответствующих соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разреше­ния соответствующих органов и организаций Российс­кой Федерации, утвердивших эти документы.

1.4. Информация о нормативных документах в области стандартизации

Для обеспечения пользователей, в том числе зарубеж­ных, информацией о технических регламентах, стандар­тах и других документах по техническому регулированию Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии создает и ведет Федеральный информацион­ный фонд технических регламентов и стандартов.

В состав федерального информационного фонда тех­нических регламентов и стандартов входят следующие документы:

а)технические регламенты, утвержденные федеральны­ми законами, указами Президента Российской Феде­рации и постановлениями Правительства Российской Федерации, правила и методы исследований (испы­таний) и измерений, а также правила отбора образ­цов для проведения исследований (испытаний) и из­мерений, необходимые для применения технических регламентов, утверждаемые Правительством Россий­ской Федерации;

б) документы национальной системы стандартизации, в том числе национальные стандарты, правила стан­дартизации, нормы и рекомендации в области стан­дартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также перечни национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для со­блюдения требований технических регламентов, и нор­мативные документы по стандартизации, метрологии, ‘ аккредитации и подтверждению соответствия, при­нятые Государственным комитетом Российской Фе­дерации по стандартизации и метрологии и другими ‘ федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона «О техничес­ком регулировании» (на период до их отмены);

в) международные (региональные) стандарты;

г) национальные стандарты иностранных государств;

д) информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения.

Документы, указанные в подпунктах «а», «в» и «г», I хранятся в федеральном информационном фонде техни­ческих регламентов и стандартов в виде официальных  публикаций и в электронно-цифровой форме.

Документы, указанные в подпункте «б», хранятся в федеральном информационном фонде технических рег­ламентов и стандартов в подлинниках до истечения сро­ка их депозитарного хранения в виде официальных пуб­ликаций и в электронно-цифровой форме.

Информация, указанная в подпункте «д», хранится в | электронно-цифровой форме.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии организует:

а) комплектование федерального информационного фон- i да технических регламентов и стандартов соответству­ющими документами;

б) централизованный учет (регистрацию) и хранение документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также их своевременную актуализацию;

в) депозитарное хранение в течение 10 лет отмененных (утративших силу) документов федерального инфор­мационного фонда технических регламентов и стан­дартов, подлежащих передаче на государственное ар­хивное хранение;

г) обмен документами по стандартизации с международ­ными (региональными) и национальными органами по стандартизации иностранных государств;

д) заключение договоров с международными (региональ­ными) и национальными органами по стандартиза­ции иностранных государств о предоставлении права на распространение международных (региональных) стандартов и национальных стандартов иностранных государств на территории Российской Федерации;

е) предоставление пользователям информации о доку­ментах федерального информационного фонда техни­ческих регламентов и стандартов, документов этого фонда и их копий (на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме).

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным ин­формационным ресурсом.

К документам федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, за исключением документов, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну, обеспечивается свободный доступ.

С целью обеспечения заинтересованных лиц инфор­мацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стан­дартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии создана Единая информаци­онная система по техническому регулированию.

Единая информационная система по техническому регулированию обеспечивает: а) формирование информационных ресурсов, свободный доступ к ним, в том числе к документам федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и другим документам по техническому регулированию, за исключением случаев, когда дос­туп к этим ресурсам и документам ограничивается в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны;

б) опубликование в электронно-цифровой форме уведом­лений о разработке проектов технических регламен­тов, национальных стандартов и о завершении их пуб­личного обсуждения, проектов федеральных законов о технических регламентах, принятых Государствен­ной думой Федерального Собрания Российской Феде­рации в первом чтении, и поправок к ним после окон­чания срока подачи этих поправок, проектов поста­новлений Правительства Российской Федерации о технических регламентах, заключений экспертных комиссий по техническому регулированию, уведом­лений об утверждении национальных стандартов, а также национальных стандартов и перечней нацио­нальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований тех­нических регламентов, программы разработки наци­ональных стандартов;

в) выполнение положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной тор­говой организации, касающихся информации о тех­нических регламентах, стандартах и процедурах оцен­ки соответствия;

г) предоставление следующих видов продукции и услуг:

информация о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, за­мене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах;

— документы и копии документов на бумажном но­сителе и в электронно-цифровой форме;

— информационная продукция и услуги, создаваемые на основе документов федерального информацион­ного фонда технических регламентов и стандартов.

Федеральным органам законодательной и исполнитель­ной власти, а также судебным органам продукция и услу­ги, указанные в подпункте «г», предоставляются бесплат­но, другим органам и лицам — за плату, размер которой устанавливается национальным органом Российской Фе­дерации по стандартизации и метрологии с учетом поло­жений договоров с международными (региональными) и зарубежными организациями по стандартизации о предо­ставлении прав на распространение документов по стан­дартизации.

Финансирование расходов, связанных с предоставле­нием продукции и услуг федеральным органам законо­дательной и исполнительной власти, а также судебным органам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федерального информационного фонда технических регламентов и стан­дартов.

Плата за указанные продукцию и услуги, за исклю­чением оплаты доставки, одинакова для отечественных и зарубежных потребителей.

На рисунке 2 представлена схема формирования и ис­пользования федерального информационного фонда тех­нических регламентов и стандартов.

Исключительное право официального опубликования и распространения в установленном порядке нацио­нальных стандартов и общероссийских классификаторов принадлежит национальному органу по стандартизации.

Издание национальных стандартов других стран орга­низует и осуществляет национальный орган по стандар­тизации в соответствии с договорами и соглашениями с этими странами.